Закон о НКРЕКП: наступаем на те же «грабли»?

6 лет тому Mariya Закон о НКРЕКП: наступаем на те же «грабли»?

IMG_0106Такой долгожданный и крайне жизненно необходим для начала реформаторских изменений на энергетических рынках Украины законопроект о НКРЕКП может оказаться пшиком…

Сегодня никому не надо доказывать, что для внедрения действенных реформ в энергетике необходимо иметь сильный, независимый регулятор (далее – НКРЕКП), который должен иметь все законодательные возможности для создания и регулирования свободного, конкурентного рынка.

Первый шаг к независимости — это независимое финансирование. Опыт США и стран ЕС показывает, что действительно независимый регулятор не должен финансироваться из Государственного или местных бюджетов. Обычно, регулятор в этих странах финансируется через уплату ежегодного лицензионного сбора участниками рынка. Это может быть 0,01% -0,025% от реализации товаров и услуг, что необременительно для лицензиатов и хватает для надежной работы независимого регулятора.

Этот механизм позволил бы сделать достойный уровень заработной платы для высококвалифицированных специалистов регулятора, поднять мотивацию и устранить возможности для коррупции.

Наши же законодатели настойчиво предлагают в законопроекте №2966 предусмотреть финансирование из Госбюджета. На этом финансовая независимость, а затем и общая независимость регулятора заканчивается.

Второй шаг к независимости — четкое определение статуса регулятора и его особенностей. Сегодня НКРЕКП относится к исполнительной ветви власти, но для независимого функционирования и выполнения своих обязанностей, предотвращения вмешательства исполнительной власти в работу регулятора он должен иметь четко определенный особый статус.

Третий шаг – сбалансирования работы самого регулятора. В законопроекте предлагаются нормы, согласно которым решения регулятора не подлежат государственной регистрации и решения НКРЕКП не распространяются на действие Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Такой подход искажает одни из основных принципов государственного регулирования в сфере энергетики, в частности, принцип законности, открытости и прозрачности.

В результате, если законопроект №2966 будет принят без изменений, мы с вами все вместе получим те же грабли! А реальные изменения и реформы останутся только на словах.

Поэтому хочется верить, что народные депутаты все же обратят внимание на эти важные шаги и изменения произойдут, потому что они нужны стране, как воздух.

Выдающийся реформатор грузинского «чуда» Каха Бендукидзе говорил: «Нужно не бояться называть вещи своими именами. Государственный аппарат, унаследованный от старого режима, не способен реформировать Украину. Это важно осознать и правительству, которое, возможно, наконец начнет обновлять кадры, и гражданскому обществу, которое убедилось в иллюзорности надежд на то, что руководители государства сами, без внешнего давления, найдут квалифицированных людей. Реформы — кратчайший путь к победе».

Стоит прислушаться!

Мария Яковлева, член Госагентства по энергосбережению и энергоеффективности

 

Пульс Киева