Повышение тарифов: Кто сможет оформить субсидию для оплаты ЖКХ-услуг

4 года тому Mariya Повышение тарифов: Кто сможет оформить субсидию для оплаты ЖКХ-услуг

50315В условиях роста тарифов правительство обещает обеспечить субсидиями до 5 млн украинских семей, выделив на эти цели 24,5 млрд грн. Новая система субсидирования должна заработать уже с 1 мая, однако эксперты уверяют, что существенно облегчить жизнь малообеспеченных она не сможет
После анонсированного властями «шокового» повышения тарифов на газ и жилкомуслуги (ЖКУ), правительство пообещало украинцам масштабную программу субсидирования, призванную защитить малообеспеченные слои населения. По словам министра социальной политики Павла Розенко, благодаря запланированной министерством реформе, количество семей-получателей субсидий в Украине вырастет с нынешних 1,2 млн до 4,5-5 млн. При этом Кабинет министров пообещал выделить для этих целей огромные на фоне масштабного сокращения госрасходов средства в объеме 24,5 млрд грн. Как заявил Розенко, «улучшенная» система субсидирования заработает уже к 1 мая текущего года, что позволит малообеспеченным украинцам компенсировать рост тарифов на ЖКУ. Вместе с тем эксперты сомневаются в реальной эффективности новой системы субсидирования, напоминая, что громкие обещания звучат не впервые, а вот эффективных решений как не было, так и нет.

Невыполненные обещания 

О масштабной программе защиты малообеспеченных слоев населения в условиях значительного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в правительстве заявили впервые еще в марте прошлого года. Тогда премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил, что вместе с повышением тарифов правительство обеспечит субсидиями и компенсациями 4 млн украинских семей. Уже в апреле прошлого года Кабинет министров утвердил порядок назначения и предоставления населению компенсаций в условиях роста тарифов на комуслуги.

Предполагалось, что размер компенсаций будет определятся как разница между счетом на коммунальную услугу до повышения тарифа и после этого. При этом в Минсоцполитики утверждали, что такую компенсацию смогут получить около 3,5 млн семей. Однако позднее стало понятно, что данная программа полностью провалилась. По состоянию на конец осени прошлого года в органы соцзащиты для участия в ней обратилось всего 10,2 тыс. украинцев.

При этом компенсация была назначена всего около 6,1 тыс. семей. По словам заведующей отделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований имени М. Птухи НАН Украины Людмилы Черенько, причиной столь малого количества украинцев, обратившихся за предоставлением компенсации стало то, что данная программа фактически дублировала уже имеющуюся программу субсидий. По утверждению эксперта, большинство работников социальной сферы сходятся во мнении, что программу компенсаций нужно ликвидировать ввиду ее неэффективности и сконцентрироваться на улучшении системы субсидирования, которая на сегодняшний день не охватывает наиболее уязвимые слои населения из-за малой информированности граждан о возможности получения субсидий и сложной процедуры их оформления. В то же время, по данным Черенько, из-за методики расчета субсидий, их получателями со времени внедрения программы в основном были не малообеспеченные слои населения, а средний класс страны.

Вместе с тем, большинство специалистов сходятся во мнении, что в условиях роста тарифов на жилкомуслуги для многих граждан они могут стать не по карману, поэтому количество украинцев, которые будут нуждаться в субсидиях, существенно вырастет. По мнению энергетического эксперта и члена коллегии Государственного агентства по энергосбережению и энергоэффективности Марии Яковлевой, уже в 2015 году за субсидиями обратятся по меньшей мере 4 млн украинцев. Поэтому, чтобы избежать социального взрыва, украинским властям необходимо изменить и методику расчета субсидий, и процедуру их получения, что и обещают сделать в Минсоцполитики.

Сплошные упрощения

В частности в министерстве предлагают отменить большинство ограничений по имущественному состоянию лиц, обращающихся за субсидиями. Так, не будет мешать получению субсидии наличие в собственности у заявителя двух жилых помещений или автомобилей, а также наличие в составе домохозяйства трудоспособных лиц, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в центре занятости. Кроме того, не будет поводом для отказа в назначении жилищной субсидии покупка товаров или услуг на сумму более 10 минимальных прожиточных минимумов (МПМ = 1218 грн). В то же время, Минсоцполитики предлагает определить, что право на субсидию будет потеряно в случае осуществления дорогостоящей покупки на сумму свыше 50 тыс. грн. При этом в министерстве намерены предоставить право на оформление субсидий лицам, которые арендуют жилье и оплачивают ЖКУ на основании соответствующего письменного договора.

В Минсоцполитики также отмечают, что субсидия будет назначаться на 12 месяцев, а не в отопительный сезон, как это было ранее. При этом устанавливается автоматический принцип продления субсидии, то есть получателям субсидий не придется обращаться в органы соцзащиты повторно для назначения на новый срок в случае отсутствия каких-либо изменений в доходах и составе домохозяйства.

Одним из главных нововведений министерства должно стать существенное сокращение количества документов, требующихся для оформления субсидии. Так, по планам Минсоцполитики, назначение субсидий будет происходить на основании только двух документов – заявления и декларации о доходах и расходах лиц, обращающихся за субсидией. При этом, согласно проекту реформы системы предоставления жилищных субсидий населению, требовать от заявителей любые другие документы будет запрещено.

«Вводится принцип назначения субсидии на основании задекларированных данных заявителем. При этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии, путем осуществления запросов в соответствующие органы, учреждения и организации», — сказано в документе.

Проектом реформы также предусмотрено, что все украинские домохозяйства вместе со счетом для оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 года получат формы заявлений и деклараций для обращения за назначением субсидии. Для назначения жилищной субсидии украинцам нужно будет обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации. При этом, согласно проекту реформы, документы для назначения субсидии можно будет подать по почте.

Право на субсидию, как и прежде, будут иметь граждане, которые оплачивают коммунальные услуги больше, чем обязательный размер платежа. Ранее размер обязательного платежа составлял 15% от среднемесячного совокупного дохода для трудоспособных граждан и 10% — для нетрудоспособных. Однако с октября прошлого года стандартный размер обязательного платежа был отменен и теперь для каждой отдельной семьи он определяется индивидуально по формуле в зависимости от размера доходов. Формула для рядового обывателя достаточно сложная: для начала нужно рассчитать среднемесячный доход на одно лицо в семье, поделив совокупный доход семьи за предыдущие полгода на количество лиц, входящих в нее, и на 6 месяцев. К примеру, для семьи из 4 человек, получающих 5 тыс. грн ежемесячно, среднемесячный доход на одно лицо составит 1250 грн. Для того, чтобы определить сумму обязательного платежа, это число необходимо разделить на прожиточный минимум на одно лицо (в 2014 году — 1176 грн) и на базовый коэффициент 2, после чего умножить на базовый коэффициент 15%. Таким образом, для вышеуказанной семьи обязательный ежемесячный платеж составит 8% от их дохода (1250/1176/2*15%=0,08), или 400 грн в месяц (8% от 5000 грн). Если ежемесячная плата семьи за жилкомуслуги превышает указанную сумму, она будет иметь право на субсидию.

В то же время, следует отметить, что субсидия будет начисляться лишь на установленные Кабинетом министров социальные нормы потребления коммунальных услуг. К примеру, соцнорма потребления горячей воды составляет 1,6 куб. м на человека в месяц. Таким образом все, что получатель субсидии использует сверх данной нормы, будет оплачиваться по полной стоимости.

Нормативы потребления услуг 

Услуга

Норма до 01.10.14

Социальная норма с 01.10.14

НОРМА ЖИЛИЩА:

льготы

21 м2 на человека + 10,5 м2 на семью

не меняется

субсидии

13,65 м2 на человека + 35,22 м2 на семью

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА:

на отопление

11 м3 на 1 м2 площади в отопительный период

7 м3 на 1 м2 площади * корект. коэф. (в отопительный период)

на газовую плиту (приготовление еды)

9,8 м3 на человека

6 м3 на человека

на газовую плиту (приготовление еды и подогрев воды)

18,3 м3 на человека

9 м3 на человека

на газовую плиту и водонагреватель

23,6 м3 на человека

18 м3 на человека

ЦЕНТРАЛИЗИРОВАННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ:

снабжение холодной воды

устанавливается

органами местного самоуправления

(у г. Киеве — 5,5 м3 на человека)

2,4 м3 на человека (при наличии централиз. снабжения горячей воды),

4,0 м3 на человека (при отсутствии централиз. снабжения горячей воды)

снабжение горячей воды

устанавливается

органами местного самоуправления

(у г.. Киеве — 3,5 м3 на человека)

1,6 м3 на человека

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ:

на отопление

28 кВт.час 1 м2 площади в отопительный период

65 кВт.час на 1 м2 площади * корект. коэф. (в отопительный период)

в домах, оборудованных стационарными электроплитами

100 кВт.час на семью с одного – двух человек+ 25 кВт.час на другого члена семьи

130 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. час на другого члена семьи (при наличии централизированного снабжения горячей воды)

150 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. час на другого члена семьи ( при отсутствии централизированного снабжения горячей воды)

в домах, не оборудованных стационарными электроплитами

75 кВт.час на семью с одного-двух человек+ 15 кВт.час на другого члена семьи

90 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт.час на другого члена семьи (при наличии централизированного снабжения горячей воды)

120 кВт.час на семью с одного человека + 30 кВт.час на другого члена семьи (при отсутствии централизированного снабжения горячей воды)

Источник: Кабмин

 

Нормированная помощь

Эксперты признают: предлагаемые правительством нововведения по рассылке населению бланков заявлений для получения субсидий в условиях роста тарифов действительно могут привести к росту количества заявителей и, соответственно, увеличению числа получателей субсидий. Но вместе с тем, они считают, что суммы назначенных субсидий будут небольшими и не смогут покрыть растущих затрат украинцев на жилкомуслуги.

«Правительственная инициатива действительно сможет увеличить количество людей, которые обратятся за субсидиями и число получивших ее. Но удовлетворит ли это запросы население – большой вопрос. И мой ответ – не удовлетворит. Потому что, когда люди придут за реальными субсидиями в отделы социальной защиты, окажется что эти субсидии далеко не будут покрывать того роста тарифов, который запланирован уже с 1 апреля», — говорит директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

По его словам, это связано с тем, что социальные нормы потребления жилкомуслуг значительно меньше реальных норм потребления, что не позволит украинцам оформлять субсидию на весь объем потребленных услуг.

Дело в том, что право на получение жилищной субсидии имеют лишь те домохозяйства, в которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, исходя из социальной нормы жилья и нормативов пользования услугами, превышают размер определенного обязательного платежа. К примеру, согласно украинскому законодательству, социальная норма жилья составляет 13,65 кв. м на одного человека + 35,22 кв. м на семью. Таким образом, соцнорма на семью из двух человек составляет 62,52 кв. м площади. Аналогичные соцнормы установлены на потребление газа, воды и электроэнергии. Однако главная проблема в том, что эти социальные нормы, существенно ниже реальных норм потребления, установленных в Украине, поэтому потребителям без счетчиков, коих в Украине большинство, рассчитывать на более-менее адекватную субсидию не стоит.

«К примеру, в Киеве нормы потребления горячей и холодной воды в общем составляет 9 кубометров (5,5 холодная и 3,5 горячая), однако при начислении субсидии вам посчитают ее только на 4 кубометра. Остальное придется оплачивать по полной. А допустим, в Запорожской области установлен норматив потребления в 12 кубометров. Однако жителям данного региона также будут насчитывать субсидию лишь на 4 кубометра, а остальные 8 кубометров они будут оплачивать по полному тарифу», — поясняет Сергиенко.

По его словам, пока украинские власти не изменят такой принцип назначения субсидий, говорить о справедливой системе социальной защиты не придется.

Плата за нечестность

Следует отметить, что по мнению юристов, ныне предлагаемая Минсоцполитики инициатива декларативного принципа при назначении субсидий может привести к тому, что часть населения попытается оформить «скидку» на жилкомуслуги, фактически не имея на нее права.

«Учитывая то обстоятельство, что в сознании наших граждан укоренилось желание при любых условиях  получить один  из видов  государственной помощи, в данном случаи говорим о субсидии, считаю, что существует большая  вероятность того, что как минимум 20% наших граждан, которые получают дополнительный доход помимо основного места работы, захотят так же как и те, кто в такой помощи действительно  нуждается, воспользоваться случаем и получить социальную помощь от государства, указав при этом неточные данные или просто допуская ошибки в декларациях для получения субсидии», — говорит партнер адвокатского объединения «Кросондович лойерс» Дина Сидорук.

По ее словам, подобные злоупотребления будут происходить до тех пор, пока органы социальной защиты населения совместно с Государственной фискальной службой (ГФС) и Пенсионным фондом не покажут реального результата своей работы в противодействии с подобным явлением и не усилят личную ответственность граждан за предоставление ложных сведений для получения субсидии.           

Следует отметить, что в Минсоцполитики уже предупредили, что в случае подачи заявителем неполных или недостоверных сведений о доходах и расходах, зарегистрированных в жилом помещении лиц, ему может быть отказано в назначении субсидии или прекращено ее предоставление. В таком случае заявитель обязан будет вернуть излишне выплаченную сумму субсидии в двойном размере.

По словам управляющего директора юридической компании «Грищенко, Пронин и партнеры» Евгения Пронина, оспорить решение о взыскании выплаченной суммы субсидии в двойном размере можно будет только в суде. Впрочем, по словам Сидорук, вероятность судебного решения в пользу заявителя крайне мала. Поэтому, в случае отлаженной работы органов соцзащиты и ГФС, подавляющему большинству заявителей на субсидии, указавших неточные данные в декларациях, придется, как и скупым, платить дважды.

Александр Самойлов, специально 112.ua