Украинцы сидят без света больше всех в Европе. Почему так происходит и куда жаловаться

4 місяці тому Mariya Украинцы сидят без света больше всех в Европе. Почему так происходит и куда жаловаться

С 1 января 2019 года в Украине вступил в силу Закон о свободном рынке электроэнергии, который в том числе предполагает возникновение конкуренции среди поставщиков и механизмы компенсации за некачественную услугу. «Вести» разбирались, какой «свет» можно считать некачественным и куда жаловаться, если у вас внезапно перестала работать бытовая техника.

Массовые поломки приборов

В начале года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), ввела стандарты качества услуг по электроснабжению и правила компенсации потребителям за некачественно предоставленные услуги электроснабжения. Об этом сообщила глава НКРЭКУ Оксана Кривенко на своей страничке в Facebook.

По ее словам, если услуга подается некачественно, потребитель может подать в электрораспределительную компанию жалобу, которая рассматривается в течение 15 дней, а в случае необходимости проведения измерений — на протяжении 30 дней. При этом, если жалоба не была рассмотрена вовремя, потребитель может рассчитывать на компенсацию в размере 100 грн, а если она была признана обоснованной — предусматривается «скидка» в размере 25% от платежки. Если же компания отклоняет жалобу потребителя, она должна предоставить документы, подтверждающие соблюдение параметров показателей качества электрической энергии.

Что считать браком

Как говорят эксперты, параметры качества электроэнергии условно можно разделить на три основных подгруппы — это отклонение частоты и напряжения от заданных значений, несимметрия напряжения, а также провалы, импульсы и временное перенапряжение. Впрочем, как показывает практика, в Украине присутствуют все три проблемы. Так, по словам члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, одной из главных является частота отключений электроэнергии в год на одно домохозяйство.

«Простым языком, сколько времени домохозяйство сидит без света. В Украине эта цифра приближается до 1,5 тыс. минут в год (25 часов), в то время как в странах ЕС этот показатель колеблется в диапазоне 200–400 минут. То есть практически в 7–8 раз этот показатель у нас выше. И если жителям мегаполисов кажется, что с электроэнергией все более-менее хорошо, то в регионах нередки случаи, когда люди днями сидят без света«, — говорит «Вестям» Корольчук.

По его словам, причина — изношенность сетей. «Общая протяженность электросетей в Украине достигает 1 млн км, из которых 80% изношены и требуют замены«, — отмечает Корольчук.

Впрочем, если блэкауты больше распространены в регионах и сельской местности, то скачки напряжения время от времени наблюдаются везде. И именно они уже приводят к прямым потерям, выводя из строя дорогостоящую бытовую технику. Причем гарантия на такой форс-мажор не распространяется, а компенсацию за испорченное имущество украинцы могут получить только в судебном порядке, что занимает время и стоит денег.

«Качество электроэнергии в Украине страдает. Очень актуальный для нас вопрос поддержания необходимой частоты напряжения (50 Гц) в энергосистеме. Пока мы еще не можем обеспечить необходимый уровень волатильности напряжения сети для синхронизации украинской энергосистемы с европейской. В европейской колебания от 50 Гц допускаются куда в более меньшей степени, чем в Украине. И это проблема для наших генерирующих компаний и диспетчерских служб. А потребители в итоге получают некачественный товар. Есть ряд примеров, когда из-за скачков напряжения были массовые поломки электроприборов. Это, пожалуй, самый яркий пример некачественной услуги«, — говорит «Вестям» Марунич.

Доказать сложно, но возможно

Несмотря на прописанные «на бумаге» механизмы компенсации, на практике добиться хоть какой-то компенсации очень трудно. Как говорит энергетический эксперт Мария Яковлева, поставщик услуги отвечает за качество электроэнергии только до входа в дом.

«Поэтому если был перепад напряжения в сети, что привело к выходу из строя какого-либо бытового прибора, вы должны будете доказать, что проблема именно в перепаде напряжения, а не во внутренней проводке в квартире. Ведь может быть так, что у вас просто старая проводка, а вы ее загрузили множеством приборов«, — говорит «Вестям» Яковлева.

Кроме того, она отметила, что даже если действовать по процедуре и вызывать на дом комиссию, шансов на успех все равно немного. «По процедуре вы должны вызвать на дом комиссию, которая проведет обследование и составит акт. И здесь уже включается субъективный фактор. Если даже к вам пришла комиссия, то она зафиксирует, что у вас сгорел телевизор, и начнет мерять напряжение, которое, скорее всего, будет в норме, так как скачки напряжения носят кратковременный характер. Поэтому в своем выводе комиссия может написать сразу несколько версий произошедшего. Одной из них будет перепад напряжения, а второй — некачественный прибор, и чтобы это выяснить, нужно обращаться к заводу-производителю«, — подтвердила Яковлева.

По ее словам, проблема в том, что в Украине нет четко выписанного порядка взаимоотношений и ответственности в части электроснабжения между поставщиком и потребителем. «Когда вы начинаете на практике реализовывать нормы защиты потребителя, прописанные в законе, это затягивается на два-три года«, — резюмирует Яковлева.

В то же время успешные примеры все же есть. Реестр судебных решений буквально завален исками в отношении облэнерго разных областей по поводу компенсации за нанесенные убытки, когда в результате перепадов напряжения «перегорала» бытовая техника. И время от времени суды становятся на сторону потребителей.

Антон Дранник