Последний транш, он трудный самый

3 місяці тому Mariya Последний транш, он трудный самый

Украинские чиновники готовятся к приему очередной миссии МВФ. Вопрос выдачи Украине нового транша по программе расширенного кредитования Международного валютного фонда будет решаться в Киеве 6—19 сентября.

С особыми потребностями — не беспокоиться

Как заявил постоянный представитель МВФ в Киеве Йоста Люнгман, на встречах с украинскими чиновниками будут обсуждаться «последние по времени экономические события и экономическая политика», а также «следующие шаги, включая финансовую помощь от МВФ в поддержку политики, направленной на сохранение макроэкономической стабильности и обеспечение движения экономики в направлении стойкого и инклюзивного роста».

Используя определение «инклюзивный» в отношении задач, стоящих перед украинской экономикой, г-н Люнгман определенно не хотел сказать ничего плохого, даже наоборот. В переводе с французского inclusive обозначает «включающий в себя» или «заключающий в себе». Скорее всего, под инклюзивным ростом он имел в виду «всеобъемлющий».

Однако в современном украинском языке определение «инклюзивный» обычно употребляют в контексте доступности образования и других возможностей для людей с особыми потребностями.

К примеру, этим летом в Днепре построили первый в Украине инклюзивный парк, на открытии которого прямо заявили, что он предназначен для детей, которым трудно играть на обычных дворовых площадках.

Там сооружены качели, на которых дети могут качаться прямо в инвалидных колясках, есть зоны для слабовидящих и т.д.

Т.о. постоянный представитель МВФ в Украине проговорил то, что мы и сами знаем. Экономический рост, который наблюдается в Украине, не является достаточным условием для стабильного развития страны и позволяет нормально существовать далеко не всем группам населения.

Если конкретно, то в сентябре эмиссары МВФ и украинские чиновники будут обсуждать возможность выделения очередного транша размером $1,9 млрд., который наверняка станет последним в нынешней программе сотрудничества с фондом (она завершается в марте 2019 г.), и плату за это.

Таковой, по многочисленным уверениям и должника, и кредитора, является очередное повышение цен на природный газ для населения: речь идет о 30—60% от ее нынешней стоимости. Это немедленно отразится на платежках за тепло и газ, используемый для приготовления пищи.

Украина признает свои обязательства по повышению цен на газ, заявил премьер-министр Гройсман в Луцке.

По его словам, Украина приняла на себя обязательство, что в условиях повышения мировых цен на газ цены на газ для населения будут расти. Однако, мол, эта ситуация уже год искусственно сдерживается.

Ранее директор-распорядитель МВФ также заявил, что выполнение предусловия, касающегося цен на газ, критически важно для завершения текущего пересмотра поддерживаемой МВФ программы (наряду с уже принятым ВР законом о Высшем антикоррупционном суде и соблюдением предельного дефицита госбюджета).

Между тем все прекрасно понимают, что поднимать настолько высоко планку коммунальных тарифов накануне отопительного сезона и менее чем за год до президентских выборов 2019 г. для Порошенко и его политической силы сродни политическому харакири.

Поэтому, по данным из осведомленных источников, в процессе переговоров украинская сторона предлагала МВФ аж 8 (!) различных вариантов, чтобы сделать повышение цен не столь заметным для потребителей. Но получила отказ.

Член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук рассказал «2000» о самых примечательных, но отвергнутых МВФ вариантах. Первый из них сводился не к подорожанию газа, а к сокращению субсидий примерно для 3 млн. пользователей.

Второй содержал предложение установить лимит потребления и цену 7 тыс. грн./куб. м для тех, кто укладывался в этот объем, и 12 тыс. грн. — за излишки.

Сейчас бытовые потребители платят за газ 6,96 тыс. грн. за куб. м. Правительство до 1 сентября продлило «Нафтогазу» специальные обязательства — продавать газ населению именно по этой цене, хотя рыночная стоимость голубого топлива уже значительно выше.

Промышленные потребители в зависимости от объема потребления еще в июле платили за газ по 9,95 — 10,89 грн./куб. м. В августе цена для них выросла до 10,13 — 11,08 грн./куб. м.

Рассматривался и следующий вариант — разрыв соглашения с МВФ и выпуск еврооблигаций, которые помогут Украине выплачивать внешний долг. Ведь только за два предстоящих года Украина должна выплатить внешним кредиторам $10 млрд. Без ущерба для экономики сделать это проблематично.

Обманчивое спокойствие

Крупные выплаты кредиторам ослабляют и без того подверженную девальвации национальную валюту. Внешнеэкономический баланс торговли товарами в Украине всегда был убыточным. По данным за первое полугодие 2018 г., разница между экспортом и импортом товаров составила около $2,7 млрд.

Вытягивать его удается лишь за счет положительной разницы торговли услугами, основной из которых является прокачка российского газа в Европу. По данным Гос-управления статистики, в первом полугодии торговля услугами принесла Украине $2,8 млрд., из которых половина пришлась на газопроводный транспорт.

Ситуация с инфляцией в этом году также складывается достаточно благоприятно. По сравнению с декабрем 2017 г. индекс потребительских цен (ИПЦ) в мае—июне набрал всего лишь 104,4%, а в июле снизился до 103,6%.

Тем не менее уже в августе подорожало горючее и начались колебания на валютном рынке, что привело к ослаблению гривни. Только за месяц НБУ опустил курс по сравнению с долларом США более чем на 3%.

В этой связи следует напомнить, что бюджет на текущий год рассчитывали, исходя из курса 30,1 грн./$, и давление на валютный рынок усилилось. Поэтому осенью очень вероятно дальнейшее ослабление гривни, усиление инфляции и повышение цен на основные товары потребительского спроса.

Успешные переговоры с МВФ и выделение нового транша, безусловно, помогли бы остановить этот процесс.

Между тем эксперты подчеркивают, что, представляя повышение цены на газ как вопрос решенный, украинские чиновники вводят избирателей в заблуждение.

Так, директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев рассказал «2000», что стандартным требованием МВФ при утверждении кредитных программ является приведение параметров бюджета страны-заемщика в соответствие с доходами.

Заключая соглашение с МВФ, правительство в меморандуме излагает перечень мер для балансировки бюджета. Точно такой же документ подписала Украина.

Теперь МВФ требует соблюдения обязательств, которые были взяты в одностороннем порядке. Одно из них — одинаковая цена на газ для промышленности и населения.

В нашем случае Постановление Кабмина №187 от 22.03.2017 г. «Об утверждении Положения о возложении специальных обязательств на субъектов рынка природного газа для обеспечения общенациональных интересов в процессе функционирования рынка природного газа» определяет различные условия отпуска газа для промышленности и населения. Цена газа для населения не является фиксированной и меняется в зависимости от обстоятельств.

Однако в прошлом году правительство отказалось от использования этой методики, и цена стала фиксированной. В результате разрыв между ценой для промышленности и населения увеличился до 60%.

«Что будет с рейтингом политической силы, которая одномоментно поднимет цену сразу на 60%? То же, что было с Арсением Яценюком. Поэтому никто не хочет брать на себя ответственность за это решение. Порошенко говорит, что это не его дело, а Гройсман валит все на МВФ, говоря, что это исключительно требование фонда», — уверен Геннадий Рябцев.

Также он подчеркивает: «Еще одна неприятная вещь — это 71 млрд. грн. субсидий, которые необходимо будет предоставить населению. За этим растут цены на все инфраструктурные товары (тепло, вода и т. д.). Еще больше увеличивается дефицит бюджета».

Примерно в таком же ключе прокомментировала «2000» ситуацию с предстоящими переговорами энергетический эксперт Мария Яковлева. Она тоже считает, что «МВФ ставит Украине одно условие — сбалансирование госбюджета. Поднимать или опускать цену на газ для населения — это уже выбор украинской власти».

«Когда государство берет в долг деньги, оно само определяет, благодаря какой политике сможет вернуть кредит. На 2018 г. был принят дефицит бюджета в сумме 81 млрд. грн., из которых 71 млрд. грн. — это фонд субсидий.

В случае повышения цены на газ для населения с 7 тыс. грн. до 12 тыс. грн. (+ 71%) фонд субсидий увеличится приблизительно на 70—75 млрд. грн., с 71 млрд. грн. до 141—145 млрд. грн., дефицит госбюджета — пропорционально с 81 млрд. грн. до 151—155 млрд. грн. Эти деньги снова придется брать в долг!

Где же сбалансированность госбюджета? И главное — зачем? Кто получит деньги от увеличения цены? Компания «Укргаздобыча», которая в 2017 г. получила 34 млрд. грн. чистой прибыли из-за сегодняшней необоснованной цены, а утвержденную инвестпрограмму в 30 млрд. грн. выполнила на сумму 9 млрд. грн. При увеличении цены на газ для населения «Укргаздобыча» получит увеличение прибыли до 100 млрд. грн.

Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, госбюджет и граждане страдают от дефицита денег и нищеты, с другой — компания захлебывается от сверхприбылей и лишних денег.

Правительство имеет все основания и возможности снизить цену на газ минимум на 1,5 тыс. грн. — с 7 тыс. грн. до 4,5 тыс. грн.

Себестоимость добычи газа «Укргаздобычи» составляет 1,7 тыс. грн., в цене 4,5 тыс. грн. рентабельность — 100%, что позволит покрывать все затраты на добычу и продолжать ее увеличение.

Фонд субсидий и дефицит госбюджета сократится примерно на 20—25 млрд. грн. Именно снижение цены на газ для населения соответствует требованию МВФ, а не наоборот», — утверждает г-жа Яковлева.

Премиальный сегмент

По мнению Геннадия Рябцева, на сентябрьских переговорах с МВФ украинская сторона может настаивать на отказе от использования формулы «Дюссельдорф плюс», используемой при расчете стоимости газа, не отказываясь в целом от паритета импорта. (Согласно этой формуле в основе котировок цены на газ лежат его котировки в европейском хабе NCG, неподалеку от Дюссельдорфа, плюс стоимость его доставки к украинско-словацкой границе. — Авт.).

Формула «Дюссельдорф плюс» хороша, если мы импортируем больше товара, чем производим. Как, например, в случае с нефтепродуктами, для расчета цен на которые используются данные международного агентства Platts.

Но на рынке газа ситуация иная. Собственная добыча превышает импорт. Поэтому мы можем перейти на другую формулу. Например, правительство предоставляет газ по льготной цене в определенном объеме.

Еще один подход — использование рентного дохода. Решением ООН от 1962 г. любое государство может распоряжаться рентой так, как считает нужным. Может хоть бесплатно раздавать пользователям.

Далее, «Укргаздобыча» может самостоятельно устанавливать цену и передавать часть газа для определенных потребностей. Остальной газ на бирже продается для промышленности. Это правило может действовать в переходный период.

«Мы можем использовать выравнивание цен на протяжении какого-то времени. Вариантов много, и МВФ не может говорить, что это их не устраивает. Каким образом происходит балансировка бюджета, их не волнует», — поясняет г-н Рябцев.

В связи с этим он утверждает, что существует большая вероятность того, что спецобязательства для субъектов рынка природного газа продлят на сентябрь.

Но, чтобы убедить миссию МВФ, украинские переговорщики должны проявить изрядное красноречие и продемонстрировать убедительные расчеты.

Между тем есть обстоятельства, согласно которым зависимой от кредитов и международной помощи украинской власти не избежать газового давления внешних кредиторов.

По мнению Юрия Корольчука, в повышении цены на газ заинтересованы крупнейшие инвестиционные фонды, которые выкупили долги Украины и с которыми экс-министр экономического развития Наталья Яресько договорилась в 2015 г. о реструктуризации внешнего долга.

Помнится, одним из пунктов этого соглашения является инструмент восстановления стоимости (value recovery instruments, VRI), предполагающий с 2021 г. выплату премий кредиторам на протяжении 20-летнего периода при условии, что годовой прирост ВВП Украины превышает 3%.

Механизм VRI начинает действовать при условии достижения ВВП $125,4 млрд. По состоянию на 2017 г. ВВП Украины превысил $112 млрд.

Поднятие тарифов на газ и рост коммунальных платежей наряду с мероприятиями по детенизации экономики — наиболее эффективные средства увеличения ВВП. Цена вопроса здесь — сотни миллионов долларов США, которые крупнейшие мировые инвестфонды рассчитывают ежегодно получать с Украины в 2021—2025 гг., когда платежи будут ограничены размером 1% ВВП, а затем, возможно, и больше, если ВВП будет расти на 5% и более.

Это обстоятельство говорит о том, что обработка эмиссарами МВФ украинских чиновников будет очень настойчивой. Получить очередной транш в обмен на абстрактные обязательства еще более решительно бороться с коррупцией или защищать восточные границы Европы от «российской орды» получится едва ли. Поэтому президент Порошенко и его окружение действительно стоят перед непростым выбором.

Ярослав ДМИТРЕНКО

2000.ua